Начало в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 3)".
Предупреждение! Так как я не плотник, поэтому прошу не принимать за истину в последней инстанции правильность конструирования деревянных изделий, а также их обработку и соединение.
Когда продумана концепция макета, разработан рельсовый план, намечены будущие путевые сооружения и городские постройки, сделаны наброски игровой модели, то можно переходить к проектированию основы для макета - подмакетника.
Для того, чтобы воплотить в жизнь рельсовый план, спроектированный в предыдущей заметке, нужно разработать основу, на которой будет крепиться рельсовый путь, путевые сооружения и автоматизация пути, а так же ландшафт и постройки.
Обычно для подмакетника используется влагостойкая фанера толщиной от 8 мм, хотя некоторые моделисты используют ДВП, МДФ, ПВХ. Для своего подмакетника я буду использовать фанерный лист OSB толщиной 8 мм.
Достоинства применения влагостойкой фанеры OSB перед другими материалами:
- дешевизна относительно других материалов,
- достаточная прочность на изгиб,
- устойчивость к изменению температуры и влажности,
- возможность применения клея ПВА для соединения инфраструктуры макета с подмакетником.
Для того, чтобы придать основе макета нужную жесткость, нужно сделать каркас из реек, к которому саморезами привинтить лист фанеры.
Для правильного проектирования каркаса жесткости подмакетника нужно уже на этом этапе знать, где будут находиться подмакетные механизмы, чтобы рейки каркаса не пересекались местами установки этих механизмов. На рисунке ниже показано размещение приводов стрелок на обоих уровнях макета.
Приняв во внимание ландшафт макета и расположение приводов стрелок, получаем следующий каркас жесткости подмакетника.
Для того, чтобы проложить провода под макетом, потребуются технологические отверстия в рейках каркаса. Так как провода должны идти не только от системы управления до стрелок, но и до датчиков занятости пути и до светофоров, то необходимо иметь в наличии схему расположения светофоров и датчиков.
Когда схема блок-участков известна, то можно начертить схему прокладки проводов по макету, то есть в подмакетнике, чтобы в процессе изготовления основы сразу просверлить отверстия для проводов (хотя это можно сделать и позднее).
Теперь, когда готовы эскизы подмакетника, можно приступать к его изготовлению.
Инструменты и материалы, которые требуются для работы:
- Карандаш;
- Маркер;
- Кисточка для клея 30 мм;
- Рулетка 3 метра;
- Ножевка по дереву;
- Электрический лобзик;
- Полотно по дереву для лобзика;
- Стусло для резки брусков;
- Шуруповерт аккумуляторный;
- Бита PH2 для шуруповерта;
- Сверло по дереву 2,5 мм;
- Сверло по дереву 5 мм;
- Сверло по дереву 10 мм;
- Фанера OSB-3 2400 мм х 1250 мм х 8 мм х 2 шт;
- Брус 20 мм х 30 мм х 3 м х 13 шт;
- Брус 40 мм х 50 мм х 3 м х 2 шт;
- Саморезы по дереву 3.5 мм х 19 мм х 150 шт;
- Саморезы по дереву 3.5 мм х 35 мм х 50 шт;
- Саморезы по дереву 3.5 мм х 41 мм х 100 шт;
- Саморезы по дереву 4.2 мм х 75 мм х 10 шт;
- Уголки 10 мм х 40 мм х 40 мм х 32 шт;
- Уголки 30 мм х 30 мм х 30 мм х 16 шт;
- Ножки регулируемые с резьбой M8 x 8 шт;
- Клей ПВА столярный 500 г.
1. Разметить фанеру согласно эскизу, разработанному выше по тексту, и вырезать нужный размер столешницы.
Разметка листа фанеры.
2. С помощью клея ПВА и саморезов длинной 41 мм с обратной стороны фанеры прикрепить первый "продольный" уровень рамы из брусков 20х30. Бруски между собой нужно скрепить уголками 10х40х40 и саморезами длиной 19 мм.
Первый "продольный" слой рамы, привернутый саморезами к листу фанеры.
3. Наращиванием высоты рамы нужно сформировать "поперечный" уровень, прикрепив дополнительные неразрывные поперечные бруски клеем ПВА и саморезами длинной 41 мм к "продольному" слою. Так же нужно нарастить высоту брусков по периметру подмакетника. Через 24 часа после высыхания клея к раме можно прикреплять ножки длиной 58 см. Ножки делаются из бруска 40х50 и крепятся на клей ПВА, уголки 30х30х30 и саморезы длиной 19 мм (к раме) и 35 мм (к ножке).
Второй "поперечный" слой рамы, привернутый саморезами к "продольному" слою рамы.
4. На уровне 35 мм от столешницы ножки между собой необходимо скрепить брусками 20х30, которые прикрепляются клеем ПВА и саморезами длиной 75 мм (поперечные ребра жесткости) и 41 мм (продольные ребра жесткости).
Примечание. Чтобы притянуть поперечные бруски к ножкам, нужно просверлить сквозные отверстия диаметром 5 мм в ножках в местах вхождения саморезов, чтобы они свободно перемещались и стягивали ножку к поперечному ребру жесткости.
Ножки подмакетника, прикрученные уголками к раме, а так же поперечины устойчивости ножек.
5. Через 24 часа, когда вся конструкция высохнет, нужно просверлить в ножках несквозные отверстия диаметром 10 мм для установки регулируемых ножек, вбить крепления ножек и ввернуть в них опоры.
Регулировочные ножки, установленные на основные ножки подмакетника.
6. Верхний уровень подмакетника готов. Можно переворачивать его, регулировать высоту ножек и пробовать расположить путевую схему макета.
Проверка расположения первого уровня путевой схемы на макете.
На этом видео показан первый тест главного пути макета. Здесь выложена приблизительная путевая схема и сделан прогон электровоза по главному пути.
Продолжение в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 5)".