Начало в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 4)".
На предыдущих этапах я занимался конструированием стола для макета. Сейчас я расскажу, как я собирал нижний уровень с разворотной петлей.
Чтобы получить раскройку плиты OSB для нижнего уровня, необходимо собрать разворотную петлю и обчертить её на плите. Аналогично нужно поступить с другими частями путевой схемы нижнего уровня.
Далее нужно расширить обводку рельсового пути на 2 см с каждой стороны, чтобы получить линии для выпиливания основы рельсового пути.
По готовой выкройке с помощью лобзика нужно выпилить основу нижнего уровня и разложить её и рельсы на столе, чтобы понять, как будет выглядеть нижний уровень, а так же исправить найденные ошибки.
Для лучшей адгезии и экономии клея необходимо обработать части нижнего уровня акриловой грунтовкой.
При создании балластной призмы я использовал два метода: подгонка пробковой подложки под геометрию пути и выкройка геометрии пути непосредственно на пробковой подложке.
Суть первого метода: прямые заготовки из пробковой подложки толщиной 4 мм и шириной 15 мм приклеиваются к основе клеем ПВА, изгибая их по геометрии пути непосредственно на подмакетнике и фиксируя канцелярскими гвоздями.
Метод оказался неудобным и долгим, а качество имитации насыпи пути получилось плохим.
Суть второго метода: разметка пробкового листа по участкам рельсового пути и укладка полученных отрезков на подмакетнике.
На пробковом листе толщиной 4мм нужно выложить отрезки пути, для которых нужно создать балластную призму, и обвести маркером. Далее нужно расширить обводку на 10 мм с каждой стороны. Полученную выкройку вырезать канцелярским ножом. Нижнюю сторону каждого отрезка балласта пути промазать клеем БФ-88 и высушить.
Чтобы приклеить балластную призму к подмакетнику, нужно нанести клей БФ-88 на места укладки путей (размеченные ранее), подождать 10 минут и сильно прижать подготовленные отрезки насыпи.
На рисунке ниже показаны балластные призмы, сделанные по обоим метода: в центре находится участок сделанный по первому методу, а по краям по второму. Как видно по фотографии, второй метод, когда пробковая подложка вырезается непосредственно для необходимого участка пути, более качественный.
Приклеенные отрезки балластной призмы необходимо обработать - срезать фаску с торцов пробковой подложки, превратив прямоугольное сечение в трапецию.
Далее нужно покрасить балласт акриловой краской в серый цвет, а прилежащую территорию в зеленый или любой другой цвет.
Первый слой краски наложен неаккуратно, так как необходимо два прохода покраски с разными оттенками (сначала темный оттенок, а потом светлый). При втором проходе покраски устраняются все дефекты и создается эффект фактуры - светлый оттенок наносится не сплошняком, а с пропусками, чтобы в некоторых местах проглядывал более темный цвет.
Когда краска высохнет, нужно собрать все части нижнего уровня на столешнице подмакетника так, чтобы понять, как нижний уровень будет проходить под столом.
Необходимо разметить технологические вырезы в основании нижнего уровня. Например на рисунке стрелками показаны вырезы для ножек подмакетника.
Так же нужно соединить части основания между собой. Например на рисунке на участке между двумя верхними стрелками виден разрез основания пути и винтовое соединение этого участка (под древесной плитой участка находится пластина из алюминия, которая держит геометрию пути).
На следующем этапе можно приступать к укладке рельсового материала и его фиксации на балласте с помощью специальных саморезов M1.4х10 (я заказывал их на eBay, но их так же можно купить у Piko).
Когда рельсы закреплены, нижний уровень можно размещать под столешницей макета и регулировать угол наклона для участка перехода между уровнями. Так же нужно учесть высоту пантографов у электровозов и высоту вагонов с грузами, чтобы не сломать их при вхождении в тоннель нижнего уровня.
На видео показано, как локомотив преодолевает уклон с разными составами.
Когда все параметры уклонов и прохождения составов проверены, нижний уровень можно крепить к подмакетнику. Для крепления можно использовать универсальные подвесы для гипсокартона.
На рисунке показано крепление разворотной петли к столешнице подмакетника с помощью двух скоб (сделаны из универсальных подвесов для гипсокартона), четырех заклепок (две в столешницу и две в основание нижнего пути) и винтового соединения, скрепляющего две скобы на нужной высоте.
Нижний уровень с разворотной петлей готов. В следующих заметках я расскажу как сделать электронику для переключения напряжения на разворотной петле, а так же продолжу рассказ о постройке макета.
Продолжение в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 6)".