Начало в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 2)".
После того, как определена концепция макета и его возможные размеры, можно переходить к проектированию.
Схему пути можно взять готовую, изучив форумы моделистов, а можно нарисовать самому. Существует несколько программ для разработки макетов, например WinTrack, WinRail, AnyRail, SCARM или RTS. В программах присутствуют библиотеки элементов путей и строений, доступных на рынке, поэтому использование таких программ значительно упрощает разработку макетов. Я рекомендую использовать программу WinTrack версии 10 (эта старая версия не требует активации и ее можно легко найти на торрентах).
В предыдущей заметке я обозначил следующие входные данные для макета:
- Сложность: любительский макет для игры с детьми дома
- Масштаб: HO (1:87).
- Доступное пространство: 100 см х 250 см.
- Количество уровней: 2 уровня (в начале задумывался только 1, но потом захотелось 2).
- Количество станций: 2 пассажирских (вокзал и платформа) и 1 грузовая.
- Количество путей: 1 колея.
- Количество поездов: 2 поезда.
- Производитель путевого материала: Piko
- Управление: комбинированное (в начале задумывалось аналоговое, но потом захотелось управлять поездами независимо).
Первый вариант макета у меня поучился таким, как показано на рисунках ниже.
В этом варианте я не планировал использовать автоматизацию стрелок, а поездами я хотел управлять по аналоговому методу, используя изоляторы на участках путей. Например пассажирский поезд идет по главному пути, грузовой поезд стоит на станции, его участок пути обесточен. Когда пассажирский поезд заходит на привокзальный путь, то этот участок обесточивается, а на пути грузовой станции подается напряжении - теперь можно управлять грузовым поездом.
Проанализировав элементы, которые используются в схеме пути я пришел к выводу, что схема неоптимальна, так как в ней используются несколько элементов, которые обычно не идут в стартовых наборах Piko (прямые рельсы 55205 и радиусные рельсы 55213).
Во втором варианте я решил использовать как можно больше элементов путей, которые можно встретить в стартовых наборах. Ниже на рисунках представлен план рельсового пути и вид макета второй версии.
Когда я показал его на форуме моделистов (ссылка на сообщения форума тут), мне подсказали, что грузовая станция расположена неудобно - чтобы заехать в нее, поезду сначала надо заходить в тупик, а потом уже осаживать состав на станцию. Поэтому я переделал макет в третий вариант, показанный на рисунках ниже.
Получившаяся схема пути так же имела две пассажирских станции и одну грузовую. Въезд на грузовую станцию был непосредственно с магистрали, но мне не понравилось, что в левой верхней части макета много неиспользованного пространства, поэтому я решил развернуть грузовую станцию на 180 градусов и дополнить ее дополнительным тупиком.
Получился достаточно интересный макет с красивым ландшафтом и интересной путевой схемой для игры с детьми. Управление планировалось аналоговое - на некоторых стыках рельс видны засечки изоляторов для частичного обесточивания участков пути. Но тут мне захотелось второй уровень для макета и цифровое управление поездами - так получился пятый вариант.
В пятом варианте макета было два уровня: один для игры, а второй для разворотной петли. Первый уровень состоял из кольцевой однопутной магистрали, вокзала, остановочной платформы, грузовой станции, двух тупиков (депо и завод) и спуска на нижний уровень. Нижний уровень состоял из теневого вокзала и разворотной петли.
Преимущество данной схемы было в том, что он реализовывал задуманную концепцию, а для верхнего уровня использовались элементы из трех стартовых наборов (пассажирский поезд, грузовой поезд, грузовая станция), поэтому можно было начинать строительство макета с минимальными начальными расходами.
Тем не менее этот вариант макета имел два существенных недостатка:
- уклон спуска/подъема между уровнями в 8% (рекомендуемый уклон - 4 %),
- путь перехода между уровнями проходил под стрелочным механизмом, что требовало либо замены привода стрелки на макетную, либо еще большего увеличения угла спуска/подъема, чтобы прийти под стрелку и подмакетный механизм перевода её перевода с расстоянием между уровнями в 15 см.
Финальный вариант, который я разработал исключал все недостатки. Макет получился со следующим содержанием:
- Однопутная кольцевая магистраль.
- Пассажирский вокзал с двумя платформами, один из путей станции - тупик.
- Остановочная пассажирская платформа на магистрали.
- Депо на один локомотив между пассажирской платформой и грузовой станцией.
- Грузовая станция на два тупика с въездом непосредственно с магистрали.
- Дополнительный тупик для пакгауза с въездом от грузовой станции.
- Ответвление от магистрали к тупику для установки подвижного состава на рельсы.
- Ответвление от магистрали к спуску на нижний уровень.
- Нижний уровень с разворотной петлей и без станций.
- Автоматические стрелки с приводами, расположенными под макетом.
- Цифровое управление поездами с помощью командной станции Piko Digi 1.
- Аналоговое управление стрелками с помощью кнопочного пульта макета.
Наклон спуска/подъема в этом варианте получился в 7% (я протестировал прохождение такого уклона локомотивом Piko BR 218 - он справляется с ним запросто даже с загруженным вагоном - видео теста ниже). Так же все пути второго уровня проходят под свободнам пространством первого уровня - подмакетные приводы стрелок не мешают проходу поезда.
Ниже на рисунках представлены схемы путей обоих уровней, схема высот, наполнение макета объектами и трехмерное моделирование макета в сборе.
Список элементов путевой схемы макета:
Артикул | Описание | Набор PIKO 57170 |
Набор PIKO 57155 |
Набор PIKO 55330 |
Итого в наборах |
Требуется | Не хватает |
55200 | Рельсы прямые G239 | 1 | 3 | 9 | 13 | 13 | OK |
55201 | Рельсы прямые G231 | 7 | 9 | 7 | 23 | 23 | OK |
55212 | Рельсы радиусные R2 | 12 | 14 | 0 | 26 | 32 | +6 |
55219 | Рельсы радиусные R9 | 0 | 0 | 2 | 2 | 2 | OK |
55220? | Стрелка левая WL | 0 | 0 | 3 | 3 | 3 | OK |
55221 | Стрелка правая WR | 1 | 0 | 2 | 3 | 3 | OK |
55222 | Стрелка левая радиусная BWL | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | OK |
55223 | Стрелка правая радиусная BWR | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | OK |
55209 | Рельс-флекс G940 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | +1 |
55280 | Тупиковый упор | 1 | 0 | 5 | 6 | 6 | OK |
То есть для рельсового пути макета понадобится 3 стартовых набора (грузовой поезд с рельсами AB, пассажирский поезд с рельсами AE, грузовая станция с рельсами D), а так же 6 радиусных рельс типа R2 и один гибкий рельс G940.
Теперь, когда имеется схема макета, можно переходить к разработке и изготовлению подмакетника.
Продолжение в заметке "Быт - Модель железной дороги (часть 4)".