Иногда требуется разобрать модель локомотива, чтобы сделать профилактику, заменить декодер, поменять колесные пары, бандажи на колесах или просто отремонтировать какую-то часть модели. В этой заметке я покажу как правильно разобрать модельку на примере двух электровозов: Piko 57181 (TRAXX F 140 AC) и Piko 57410 (Siemens ES64U2).
Локомотив Piko 57181 - это модель электровоза TRAXX серии F 140 AC, который для железных дорог Германии маркируется как тип BR 185, а для частных железных дорог Германии - ME 146.
Локомотив Piko 57181 - модель электровоза TRAXX F 140 AC в ливрее Metronom
Корпус локомотива закреплен на раме с помощью защелок и шурупа - так закрыто большинство локомотивов Piko.
Локомотив Piko 57181 - вид снизу (тележка и крепление корпуса)
Чтобы открыть электровоз, нужно отвернуть шуруп (показан на рисунке стрелкой), взяться за раму и аккуратно потянуть за корпус вверх, немного раскачивая его в разные стороны.
Локомотив Piko 57181 со снятым корпусом
Сняв корпус, можно увидеть металлическую раму модели, в которой закреплены двигатель, плата управления двигателем, декодер или заглушка декодера (показана на рисунке стрелкой), лампы освещения и провода к ним, провода снятия питания с тележек, сами тележки с колесными парами и редукторами, к которым идут карданные валы от двигателя.
Локомотив Piko 57410 - это модель электровоза Siemens ES64U2 "Taurus", который для железных дорог Германии маркируется как тип BR 182, а для железных дорог Австрии - 1016.
Локомотив Piko 57410 - модель электровоза в ливрее OBB
Корпус локомотива закреплен на раме с помощью защелок и шпонок - это нетипичное крепление для локомотивов Piko.
Локомотив Piko 57410 - вид снизу (тележка и крепление корпуса)
Чтобы открыть электровоз, нужно вынуть четыре буфера, которые служат шпонками, держащими корпус (два буфера-шпонки показаны на рисунке стрелками), взяться за раму и аккуратно потянуть за корпус вверх, немного раскачивая его в разные стороны.
Как уже говорилось выше, внутри модели находятся плата управления двигателем и декодер (показан на рисунке двумя встречными стрелками), который вставлен в восьмипиновый разъем платы (показан на рисунке одной стрелкой). Если локомотив предназначен для движения по макету с аналоговым управлением, то вместо декодера в разъем вставляется заглушка.
Плата управления двигателем и декодер модели локомотива Piko 57534
Чтобы правильно установить декодер или заглушку, нужно изучить инструкции к декодеру и локомотиву. Если их нет, то можно обойтись и без нее - обычно первую ножку помечают точкой или звездочкой, что соответствует оранжевому проводу.
При неправильной установке декодера, ни декодер, ни локомотив не должны повредиться. Причем, даже при неверной установке, двигатель будет работать и отвечать на команды станции управления, но ну будет работать свет. В этом случае надо перевернуть разъем декодера.
Снятие тележек и колесных пар может потребоваться для смазки редукторов, для замены колесных пар, для замены бандажей колесных пар и тому подобных операций с ходовой частью модели.
Крепление тележки в раме модели Piko 57181
Чтобы вынуть тележку из рамы модели, нужно снять зажим, который держит тележку в корпусе, а так же фиксирует провода. Для этого нужно аккуратно поддеть плоской отверткой ушки зажима (на рисунке показано стрелками) и снять его с тележки - тележка выйдет из рамы с нижней стороны локомотива.
Крепление колесных пар в тележке Piko 57181
Чтобы освободить колесные пары, нужно снять раму (нижнюю часть) тележки, аккуратно поддев ее плоской отверткой (на рисунке помечено стрелкой) и сместив вниз.
Разобранная тележка модели локомотива Piko 57534 (TRAXX P 160 DE тип BR 246)
Разобранная тележка представляет из себя набор из редуктора, карданного вала, зажима крепления к раме локомотива, колесных пар, и рамы тележки.
Редуктор тележки модели локомотива Piko 57534
Внутри редуктора находятся шестеренки, которые приводят в движение колесные пары локомотива. На поверхности редуктора прикреплены токосъемные пластины, которые прижимаются к колесам для снятия питания с рельс, от токосъемных пластин идут провода к плате управления двигателем. Необходимо регулярно проводить профилактику токосъемных платин (чистота и контроль прижатия к колесам) и редуктора (смазка).
Тележка модели локомотива в сборе, закрепленная в раме локомотива Piko 57534
Сборка и установка тележки производится в обратном порядке: установка колесных пар, закрытие редуктора рамой тележки, установка тележки в раму локомотива, установка карданного вала между двигателем и тележкой, фиксирование тележки с помощью зажима.
Двигатель модели локомотива находится под платой управления. От двигателя к плате управления идет 3 провода: два через катушки индуктивности для питания двигателя и один к корпусу через подтягивающий резистор. Сам двигатель зафиксирован в раме локомотива при помощи термоклея.
Двигатель и плата управления в раме локомотива Piko 57181
Для того, чтобы вынуть двигатель, нужно открутить шуруп, который держит плату управления и является прижимным для подтягивающего резистора, отпаять катушки индуктивности от платы, счистить термоклей и аккуратно приподнять двигатель, вынув из муфт карданные валы.
Двигатель в раме локомотива Piko 57534
К сожалению современные двигатели Piko являются необслуживаемыми (их нельзя разобрать и обратно собрать), поэтому при износе щеток или других неполадках придется заменить двигатель на новый.
Двигатель и рама локомотива Piko 57534
Такой тип двигателя ET57430-08 можно найти на сайте piko.de за 18 Евро.