В настоящее время в нашем городе появилось очень много сетевых заправок с брендированными видами топлива: Экто, G-Drive, VIM и т.п. Я задался вопросом понять, что же дает нам использование улучшенного топлива, стоит за него переплачивать, а попутно изучить вопрос качества топлива по различным публикациям в интернете.
Итак, немного теории, чтобы понять, что такое бензин, и как определить его качество.
Бензин – это смесь лёгких углеводородов с температурой кипения от 30°С до 200°C.
Классическая технология производства автомобильного бензина на современных нефтеперерабатывающих заводах предполагает его смешение из нескольких составляющих, главными из которых являются:
- прямогонный бензин – бензин прямой перегонки легкой нафты (очищенной нефти), который не обладает детонационной стойкостью и его нельзя использовать в двигателях напрямую;
- изомеризат прямогонного бензина – продукт соединения линейных углеводородов в соединения с разветвленной цепью, которые имеют более высокую детонационную стойкость;
- реформат – продукт каталитического реформинга тяжелой нафты в ароматические углеводороды;
- бензин каталитического крекинга – продукт разложения тяжелых фракций первичной перегонки;
- алкилат – продукт алкилирования бензина каталитического крекинга;
- бензин гидрокрекинга – продукт разложения наиболее тяжелых жидких фракций нефти, уцелевших после атмосферной, а затем вакуумной перегонки;
- модифицирующие присадки.
Процесс компаундирования (смешивания) должен быть четко регламентирован, а продукт соответствовать ГОСТу, тогда на выходе получается бензин со стабильным и точным октановым числом.
Бензин характеризуется массой параметров, основными среди которых являются:
- объемная доля ароматических углеводородов, бензола и органических кислородсодержащих соединений – ароматические углеводороды повышают октановое число, но увеличивают нагарообразование, оказывают агрессивное воздействие на резиновые и пластмассовые детали, бензол увеличивает токсичность бензина и нагарообразование;
- содержание серы – сера в результате сгорания образует серную и сернистую кислоты, разрушающие металлические детали, систему выпуска отработанных газов, катализаторы;
- октановое число – детонационная стойкость характеризует способность топлива противостоять самовоспламенению при сжатии в камере сгорания.
Для определения октанового числа существуют некоторые методы:
- Моторный метод. Суть метода – определение детонации на одноцилиндровом двигателе с изменяемой степенью сжатия при имитации довольно напряженной езды. Детонационная стойкость образца бензина определяется путем подбора степени сжатия в установке и сравнении с эталонной смесью топлива (смесь изооктана и н-гептана). Бензины, исследованные таким методом, обозначаются маркойА, например А-92.
- Исследовательский метод. Также проводится на одноцилиндровом двигателе, но без имитации напряженной езды. Октановое число при этом иногда получается чуть завышенным. Бензины, исследованные таким методом, обозначаются маркойАи, например Аи-92.
- Хроматографический метод. Обычно используется в дополнение к другим методам для выявления содержания регламентированных примесей (например, бензола).
То есть по технологии изменения качество бензина с маркировкой Аи ниже, чем бензина с маркировкой А. Производителю бензина выгоднее использовать исследовательский метод определения октанового числа, так как при кратковременной проверке топлива присадки, введенные в бензин для улучшения его качества, не успевают разложиться, как это может произойти при моторном методе, где имитируют долгую езду на исследуемом топливе.
На бензине с присадками для повышения октанового числа (с повышенным содержанием ароматических углеводородов и бензола) двигатель работает неплохо, но постоянном использовании такого топлива, на деталях мотора и выпускной системы образуются отложения, которые сокращают ресурс двигателя.
Чтобы проверить бензин на наличие присадок непосредственно на заправке, снимите пистолет бензоколонке и капните остатками бензина от предыдущего клиента на лист белой бумаги, либо проделайте эту же процедуру после своей заправки. Через некоторое время бензин полностью испарится. Если бензин хорошего качества, то бумага останется такой же белоснежной. Посторонние добавки не испаряются, при их наличии на бумаге останется пятно какого-нибудь цвета. Может быть также жирное пятно, это свидетельствует о наличии в бензине масел.
Иногда в бензине бывают примеси смол, если таких добавок больше нормы, то это может привести к капитальному ремонту двигателя – смолы, отложившиеся на деталях мотора, при остывании двигателя перейдут в твердое состояние (закоксуются) и двигатель заклинит.
Чтобы проверить бензин на наличие смол, нужно налить немного бензина на кусок чистого стекла и поджечь его. При сгорании качественного бензина на стекле останутся небольшие белые кольца. Если в бензине превышено содержание смол, то на стекле останутся желтые и коричневые разводы. Если же после сгорания бензиновой капли на стекле остались капли жидкости, то бензин разбавляли другими нефтепродуктами.
Некоторые заправки разбавляют бензин водой (умышленно или из-за нарушения технологий транспортировки, перекачки и хранения). При питании двигателя смесью бензина с водой, взвешенной или растворенной (чистая вода не растворяется в бензине из-за разной плотности жидкостей, но плотность воды можно довести до плотности бензина с помощью присадок, например этиловым спиртом, и тогда эти жидкости можно смешать), двигатель работает как будто его питают низкооктановом топливом, то есть работает неравномерно и с перебоями. Когда взвесь жидкостей успокоится или испарится присадка, уменьшающая плотность воды, то произойдет расслоение топлива: сверху будет бензин, а снизу вода, и при определенном объеме воды в бензобаке наступит угроза для на системы впрыска топлива и топливного насоса (они могут выйти из строя, так как не рассчитаны на прокачку воды) или топливопровода (в нем может образоваться ледяная пробка при отрицательных температурах воздуха).
Определить наличие воды в бензине можно с помощью кристаллов перманганата калия (марганцовки, продающейся в аптеке), которые не растворяются в бензине, но хорошо растворяются в воде. Для проверки воды в бензине нужно налить топливо в чистую прозрачную банку и всыпать в банку несколько кристаллов марганцовки. При наличии в бензине воды от кристаллов пойдут фиолетовые разводы, в чистом бензине кристаллы просто упадут на дно банки.
Когда вопрос с качеством бензина решен перед автомобилистом встает соблазн экономии средств за счет заправки своего автомобиля бензином с более низким октановым числом, чем рекомендовано производителем двигателя. Но стоит ли экономить за счет покупки бензина более низкого октанового числа?
Как выше описано, бензин характеризуется октановым числом, которое указывается в марке бензина: 80, 92, 95 или 98. Это число характеризует детонационную стойкость топлива, то есть стойкость к взрыву смеси при ее сжатии. В современных мощных моторах используется высокая степень сжатия, поэтому производители рекомендуют заливать высокооктановый бензин. Если в мотор, рассчитанный на 98 бензин, подавать топливо с октановым числом 92, то через пару сотен километров он выйдет из строя, так как просто не выдержит серии мелких взрывов (эти взрывы приводят к разогреву внутренних стенок цилиндра мотора и разрушают резиновые прокладки). Для того, чтобы защитить двигатель от поломок при питании низкооктановым топливом, производители автомобилей используют специальные датчики и программы управления зажиганием, заложенные в компьютер автомобиля, которые не дают топливу детонировать в неправильные фазы работы мотора. Хоть инженеры-конструкторы и предусмотрели использование низкооктанового топлива в современных двигателях, не стоит им заправлять автомобиль постоянно. Так как при использовании бензина несоответвующего класса и качества двигатель работает в неоптимальном для себя режиме, и:
- увеличивается расход топлива;
- уменьшается мощность двигателя;
- увеличивается выброс неотработанных газов в атмосферу;
- снижается ресурс двигателя.
Если случилось так, что на заправке не было нужного бензина, и машину заправили низкооктановым топливом, то необходимо прислушаться к двигателю. Если он работает стабильно, но плохо тянет, то можно продолжать движение до ближайшей заправки с бензином нужной марки, но необходимо избегать динамичной езды и нагрузок на двигатель. Если из двигателя слышны звонкие звуки значит смесь детонирует ранее чем закрываются клапаны, а "взрывная волна" распространяется по блоку двигателя и в выхлопную систему. Продолжать движение на таком топливе нельзя. Его необходимо либо слить, либо немедленно разбавить качественным высокооктановым бензином.
Если заправить машину, рассчитанную на дешевый бензин, высокооктановым топливом, то это не добавит мощности двигателю, а наоборот снизит ее, потому что время детонации топлива будет затянутым, то есть бензин будет сгорать с запаздыванием (не в нужную фазу работы двигателя). "Догорание" смеси может происходить, когда клапана открываются для вывода отработанных газов. В этом случае получается не только потеря мощности, когда часть энергии сгорания просто уходит в систему выпуска, но и прожигание клапанов и системы выпуска газов.
Проверить соответствие залитого топлива двигателю машины можно в долговременной поездке с помощью бортового компьютера автомобиля. Для этого потребуется подключиться к OBD 2 разъему автомобиля, например, с помощью контроллера ELM327, и проверить показание датчиков "Долгосрочная топливная коррекция" ("Long Term Fuel Trim"), проехав длительное время в равномерном режиме работы двигателя. При неидеальном бензине компьютер производит коррекцию времени открытия форсунок в процентах: при бедной топливной смеси (мало топлива) в положительную сторону, при богатой (мало кислорода) - в отрицательную сторону. Норма отклонения работы форсунок - это +/- 5%, при значениях выше 15% уже загорается индикатор "Проверить двигатель" ("Check engine"). То есть если этот показатель долговременной топливной коррекции больше 5%, то, скорее всего (если исключить вариант износа деталей двигателя, фильтров и т.п.), залито некачественное или неподходящее по классу и октановому числу топливо, и компьютер автомобиля меняет режим работы, переводя его в неоптимальный режим, чтобы обезопасить его от поломки
Резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод, что нужно использовать только тот вид и класс топлива, который записан в паспорте автомобиля.
Следующий вопрос, который необходимо решить - стоит ли использовать брендированное топливо с присадками.
Брендовое топливо выпускается компанией-производителем/продавцом под собственным названием и обладает определенным набором качеств. Данный вид бензина позиционируется как улучшенный по характеристикам бензин, обладающий полезными свойствами, такими как снижение шума и уровня выбросов выхлопных газов, уменьшение расхода топлива, очищение деталей двигателя и повышение их долговечности и тому подобное. Эти изменения обусловлены правильным балансом химических элементов и веществ в топливе, который достигается очисткой и введением специализированных присадок.
Вот, что пишет Единый центр поддержки клиентов Сети АЗС Газпромнефть:
Состав присадок для G-Drive 95 не является секретом:
1. Деэмульгатор – в случае наличия в топливной системе воды, отделяет её от топлива;
2. Модификатор трения – действие направлено на уменьшение трения между
движимыми частями двигателя;
3. Ингибитор коррозии – покрывает защитной плёнкой элементы топливной системы, предотвращающей коррозию;
4. Моющий компонент – осуществляет чистку элементов топливной системы от накипи и отложений.
Действие всех компонентов вкупе позволяет достичь определённого синергетического эффекта, выражающегося в повышении мощности двигателя, снижении расхода топлива, увеличении срока службы ДВС.
В соответствии с техническим регламентом автомобильного топлива производители обязаны добавлять моющие присадки в любое товарное топливо класса Евро 4 и выше. То есть добавление собственных присадок в стандартное топливо сложный процесс, который необходимо проводить с контролем в лаборатории, чтобы добавляемые присадки не вступили в химическую реакцию с уже присутствующими, а так же не изменили основные показатели топлива. Можно сделать логический вывод, что компании, в собственности которых есть нефтезаводы, могут контролировать процесс введения дополнительных компонентов в топливо, а если компания владеет только сетью заправок, то присадки, скорее всего, вводятся на нефтебазе по теоретическим данным без исследований.
По испытаниям топлива журналистами "За рулем" в статье "Секрет титула" был сделан вывод, что при применении фирменного топлива с моющими присадками, отложения на деталях двигателя уменьшаются, что дает увеличение мощности и снижение расхода бензина. Если применять такое топливо на изначально чистом моторе, то выгоды никакой нет.
Чтобы очистить двигатель от отложения с помощью брендированного топлива, его необходимо расходовать в больших количествах при равномерной нагрузке, то есть в дальних поездках.
Резюмируя вышесказанное, можно определить, что большой пользы от использования фирменного топлива нет. Его следует применять в больших объемах для очистки топливной системы и двигателя после использования некачественного бензина.
Вывод.
- Нужно использовать только тот вид и класс топлива, который записан в паспорте автомобиля.
- Не нужно заливать бензин впрок, так как из-за испарения его октановое число понижается.
- Бензин с "брендированными" присадками нужно использовать только в дальних поездках.
- В своем городе нужно определить одну-две бензоколонки с хорошим качеством топлива и заправляться только там.
- В незнакомой местности машину нужно заправлять только на сетевых бензоколонках.